Педагоги-психологи:
Юшина Н.В.
Куприянова И.И.
Сивухина Т.И.
Приемы контроля словесной агрессии детей
Сегодня педагоги, психологи все чаще говорят о речевой агрессии — явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества. Если раньше воспитателя тревожили в большей степени физические проявления детской агрессии (дерется, толкается, кусается), то в последнее время особую тревогу вызывает агрессия слова (ругается, дерзит, огрызается, пререкается). Грубый, неуправляемый, настырный, агрессивный — такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях речевого поведения современных дошкольников.
Речевую агрессию в самом общем виде можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение.
Необходимо различать агрессивное речевое поведение — ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье», «бурчание» и т.п.) и агрессивность — как общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой.
Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них еще в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии. Так, уже четырехмесячный ребенок, если ему не давать некоторое время шевелить руками, реагирует криком и гневной мимикой. Средние и старшие дошкольники активно проявляют словесную агрессию, унижая, оскорбляя, запугивая, высмеивая друг друга, ссорясь и «выясняя отношения» на повышенных тонах.
Существуют реальные ситуации, демонстрирующие речевую агрессию детей — по причине элементарного неумения цивилизованно, корректно, необидно выражать свои отрицательные эмоции. Так, пятилетний мальчик неудачно бросает мяч — он попадает в лужу. «Дурак что ли?!» — презрительно замечает его товарищ по игре. Незамедлительный риторический вопрос мамы «Разве можно так ругаться?!» натыкается на недоуменное: «А что, скажешь, умный?». Вполне очевидно, что механическое одергивание («Так нельзя!», «Что говоришь!»), которым преимущественно ограничивается взрослый, лишь усугубляет ситуацию, демонстрируя бессилие взрослого и явную неэффективность подобного воздействия.
Достаточно часто мы склонны недооценивать положительные стороны деятельности ребенка, неоправданно обобщая его проступки («вечно ты...!»; «Ты всегда...!»).
Возникает «замкнутый круг»: добиваясь послушания, мы неосознанно провоцируем детей на ответную речевую агрессию — протест, грубый отказ, желание сделать или сказать «назло».
По данным психологических исследований, 29 % всех агрессивных актов детей от 3 до 9 лет составляют ответные реакции на агрессию противоположной стороны.
Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение — посильная задача для цивилизованного человека.
Приемы контроля над агрессией слова — это способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях. Рассмотрим приемы, которые применимы в общении с дошкольниками.
Прямое порицание — самый известный и популярный прием педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребенка. Иногда этот метод — единственно возможная реакция взрослого на однозначно неприемлемые проступки. В любом случае порицание должно быть хорошо продумано и выражено непременно в корректной форме, с обязательным использованием необходимых форм вежливости:
«Делаю тебе строгое замечание!»,
«Пожалуйста, не надо мне грубить!».
Игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что взрослый не реагирует на грубость, демонстрирует внешнюю незаинтересованность. Механизм действия этого метода достаточно прост: часто общение в конфликтной ситуации строится по принципу «Он мне — слово, а я ему — десять». Так возникает словесная перебранка, каждый участник которой стремится оставить за собой последнее слово. Игнорирование же представляет собой альтернативную коммуникативную тактику, которая оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его «негативный сценарий» (эффект обманутого ожидания).
Переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: предложение игрушки, перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.
Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная сильные стороны личности ребенка, взрослый в определенной ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ подзадоривания). Возможные формы таких высказываний:
- напоминание «Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!».
- выражение удивления, сопоставление достоинств ребенка с его негативным поведением: «Неужели это говорит наш Миша?», «Ну, Миша, никак не ожидала от тебя такого!».
- выражение разочарования: «Мне стыдно за тебя!», «Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!».
Целенаправленное использование положительных оценочных высказываний. Словесная демонстрация искреннего одобрения, выражение заслуженной похвалы способствуют созданию положительной атмосферы общения, не допускающей речевой агрессии. Формами положительных оценочных высказываний могут быть:
- традиционное выражение похвалы, поощрения «Хорошо!», «Молодец!», «Умница!».
- обращение к прошлым успехам детей: «В прошлый раз вы отлично поработали!».
- выражения согласия, одобрения, поддержки «Мне нравится, как Миша выполнил это задание», «Полностью с тобой согласна!», «Отличный вопрос!».
- цитирование наиболее удачных (интересных, точных, оригинальных) высказываний, ответов детей.
Прием смены ролей — моделирование ситуации, в которой «агрессор» оказывается на месте «жертвы», с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию, что позволяет избежать словесного давления, сделать общение с ребенком дружески равноправным.
Варианты словесной реализации: «Значит, ты хочешь, чтобы игрушки убирал кто угодно, только не ты?», «А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне?», «Представь себе, что ты оказался на месте...» и т. п.
Юмор, шутка. Установлено, что юмор несовместим с явной агрессией и может использоваться как быстрый и эффективный способ единения участников общения. Однако шутка — весьма сложный прием, требующий высокого уровня речевой подготовки, умения быстро и нестандартно реагировать на реплики ребенка. Шутки неприязненного и оскорбительного содержания обижают ребенка и провоцируют его на ответную речевую агрессию.
Красноречивое молчание — молчаливое, подчеркнуто невозмутимое выслушивание агрессивной детской речи, иногда подкрепляемое приемом самообрыва речи: резко прерваться в ответ на негативное действие или высказывание ребенка, сопровождая паузу выразительным взглядом, многозначительной позой. Данный метод (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и степени выраженности словесных агрессивных проявлений) хорошо сочетается с последующим — порицанием, переключением внимания, проецированием личностных качеств, приемом смены ролей или шуткой.
«Выпустить джинна» — не прерывая и не комментируя, позволить ребенку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью выговориться, после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию. Возможно сочетание этого метода с последующим «окультуренным воспроизведением» — перефразированием в более корректной форме: «Я поняла, что ты хотел сказать то-то и то-то», «Наверное, ты имел в виду...».
Преимущества этого приема в том, что последнее слово всегда будет за взрослым, есть возможность разрядки эмоционального напряжения и наличие времени на обдумывание ответной тактики общения.
«Если не можешь чему-то противостоять — возглавь это». Суть метода, используемого в ситуациях, имеющих скорее характер увлеченности игрой, баловства, дурачества, чем настоящей агрессии, заключается в намеренном усилении негативного поведения, доведении его до высшей точки или в утрировании до абсурда: «Давайте вместе покричим! Спорим, я громче умею? Ну, еще громче! Еще!..» и т. п. Возможны два варианта развития ситуации: либо неожиданное разрешение недозволенного и участие в нем самого взрослого вызовут удивление, смущение детей, и негативные реакции утихнут сами собой, либо страсти усилятся и, дойдя до «точки кипения», изживут сами себя.
Частичное согласие (метод «Да, но...») — внимательно выслушать и принять претензии ребенка; по возможности частично удовлетворить их, но в целом сохранить основную линию требований. Варианты речевых конструкций: «Хорошо, мы пойдем в цирк! Но сначала ты съешь кашу и уберешь игрушки», «Ладно, ты можешь играть еще десять минут, но потом сразу надо будет ложиться спать. Договорились?», «Да, Сережа поступил плохо — он тебя ударил. Но ведь ты же сам только что отнял у него машинку! Так что вы оба виноваты и должны помириться».
Привлечение союзников — заручиться реальной или воображаемой поддержкой окружающих из числа детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Примеры речевых клише: «Не кричи, пожалуйста, — на тебя уже тетя смотрит!», «По-моему, ребята не одобряют тебя. Правда?», «Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!»
Апелляция к жалости — при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Соответствующие словесные клише: «Ты делаешь мне очень больно!», «Твои слова меня очень огорчили!», «Пожалей меня, пожалуйста». Это достаточно эффективный прием в процессе общения со старшими дошкольниками.
Самонаказание — предложить ребенку самому придумать себе наказание за проступок, как бы передоверить ему собственную карательную функцию: «Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за...», «Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим то-то и то-то?».
Можно даже заранее — в игровой форме, но самым серьезным образом — предложить ребенку составить список таких самонаказаний и правил общения и далее следовать им в конфликтных ситуациях. Основные требования: не должно быть физических наказаний и наказаний трудом, не должны унижаться достоинство, личность ребенка.
Убеждение — прямое разъяснение необходимых правил речевого поведения, норм общения.
Выделим ряд требований, нарушение которых делает убеждение неэффективным или вызывает у детей активное неприятие, раздражение:
- не разъяснять вполне очевидное (например, почему нельзя оскорблять другого человека)
- лучше корректно напомнить «На эти слова я могу обидеться», «Мы же знаем, что это плохо»;
- не морализировать отвлеченно: «Надо вести себя хорошо», «Нужно быть умницей»;
- не убеждать в недоступном: «На занятиях всегда надо сидеть молча», «Никогда не надо ни с кем спорить»;
- не повышать тон и не говорить излишне пафосно «Михаил, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением!».
Особую роль в предотвращении словесной агрессии играют средства речевого этикета. Русский речевой этикет предполагает:
- косвенные выражения побуждения, просьбы: «Может быть, ты все-таки постараешься?..», «Стоит ли ругаться?».
- употребление сослагательного наклонения «Хорошо бы нам...».
- использование не очень сложного намека: «Мне трудно говорить с тобой в таком тоне», «Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь», «Тебя так научила разговаривать Баба Яга?».
Часто взрослые забывают о таком важном для дошкольника элементе просьбы, как ее обоснование — разъяснение, то есть объяснение того, для чего необходимо выполнение или невыполнение какого-то действия. Это делает выполнение просьбы более осознанным и комфортным.
Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают более мягкие слова или выражения вместо грубых или непристойных. Например, «человек, который поступил неправильно» вместо «дурак», «неправда» вместо «вранье», «не разговаривай» вместо «закрой рот».
Со стороны взрослого возможны также косвенное информирование, намеки: «Ты поступил непорядочно», «Мне плохо, когда вы говорите такие слова».
Использование приема «смены адресата» — проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора: «Другой мальчик поступил бы в этой ситуации так-то...».
Итак, формирование, развитие и перевод в практический осознанный речевой план навыков эффективной коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова — важнейший момент воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении.