Учитель-дефектолог:

Холопова Е.В.

Формирование фразовой речи у детей с ОВЗ

Речь связана с коммуникативной, познавательной, регулятивной функциями, являясь средством общения, орудием мышления и произвольной регуляции поведения. Появление у ребенка фразовой речи важно потому, что только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка речь может служить целям общения и познания действительности. У части детей с ОВЗ фразовая речь не может быть полноценно сформирована без систематических и целенаправленных занятий. В таком случае речевое развитие должно осуществляться системно и в комплексе. Необходимо проводить работу над развитием понимания обращенной речи, обогащением словаря, овладением построением фразы. Первоначально необходимо формировать у ребенка потребность в эмоциональном и речевом общении: говорить выразительно, комментировать происходящее на доступном для ребенка уровне, петь песенки, рассказывать сказки, читать короткие стишки, сопровождать общение мимикой, жестами.

На начальном этапе формирования фразовой речи решаются следующие задачи:

  1. Развитие понимания обращенной речи.
  2. Формирование однословной фразы, состоящей из называния предмета или простого действия: Маша. Мишка. Гуляет.
  3. Формирование двусловных предложений (предмет + действие): Маша играет.

Работа ведется в форме вопрос-ответ — предложения составляются по непосредственно произведенным действиям, ситуациям, изображениям на картинке. Используются приемы отраженной и сопряженной речи. Для лучшего усвоения материала необходим контакт, желание ребенка сотрудничать со взрослым.

  1. Понимание обращенной речи. Ребенок выполняет простые инструкции в знакомых бытовых и игровых ситуациях: Миша, принеси собачку. Катя, возьми куклу. Петя, дай машину. Петя, покажи мишку. Митя, положи ложку. Коля, открой коробку.
  2. Формирование однословной фразы. В этот период речевого развития ребенок пользуется одним словом (существительным или глаголом) для передачи своей мысли без связи их в двусоставное предложение. Зная возможности детей в понимании обращенной речи, инструкций, мы создаем ситуации, игры, знакомые ребенку по социальному и игровому опыту: «Играем в куклу ( кукла гуляет, танцует, ест, моет руки, купается, готовится ко сну)», «Катаем машину», «Строим дом», «Накрываем на стол», «Идем в магазин». В процессе игры необходимо побуждать ребенка к речевому высказыванию: — Оля, принеси куклу. Что ты принесла? — Куклу. — Правильно сказала, ты принесла куклу. Данный вопрос можно варьировать (Кто принес? Что принес? Что сделал?): — Кто принес куклу? (Оля. Правильно, Оля принесла куклу) — Что ты сделала? (Принесла. Правильно, Оля принесла куклу). Формируя однословную фразу, мы даем образец правильной речи, еще не требуя от ребенка повторения полной фразы. Рассматривая картинки, можно задавать вопросы по ее содержанию. Ситуация на картинке должна воспроизводить практический опыт (Кто нарисован на картинке? Что девочка делает?). Речь взрослого подытоживает высказанную детьми мысль, она должна быть оформлена в виде простого предложения: — Правильно сказал, девочка играет.
  3. Формирование двусловных предложений. Двусловное предложение состоит из подлежащего (Кто/ что это?) и сказуемого (Что делает?). Вопрос взрослого формулируется так, чтобы в него входили все слова предполагаемого предложения. Это помогает детям дать правильный ответ. По- прежнему в случае затруднения, полный ответ дает взрослый. Для ребенка необходимо организовать многократное повторение материала. Так, кормить (укладывать спать, просить выполнить действие — попрыгать, побегать, спеть, танцевать) можно куклу, мишку, собачку, самого ребенка: -Кто кушает? — Мишка. — Правильно. Мишка кушает. — Что делает Мишка? -Кушает. — Правильно. Мишка кушает. (Взрослый подчеркивает нужное слово интонацией.) Подобные упражнения дополняются работой с сюжетными картинками. Внимание детей привлекается к игрушке, а затем та же ситуация рассматривается и обсуждается по картинке: Кукла спит. А вот у меня картинка. Посмотри, что на ней нарисовано. Кукла спит. — Маша, кто спит? — Кукла. Да, кукла спит. А на этой картинке мальчик спит. — Маша, кто спит? — Мальчик. Да, мальчик спит. Мы рассказывали о приеме отраженной речи — ребенок воспроизводил образец речи взрослого. Если процесс формирования двухсловной фразы вызывает затруднения, то сначала используется прием сопряженной речи: Послушай меня, а потом скажем вместе. Потом снова возвращаемся к отраженной речи (Повтори за мной, скажи, как я).

Мы рассмотрели, как может быть организована работа по формированию фразовой речи у детей с отставанием в речевом развитии на начальном этапе.

Еще раз напомним:

  1. Наиболее эффективное развитие речи происходит в деятельности, а язык взрослого должен соответствовать представлениям ребенка.
  2. Для лучшего усвоения новой речевой конструкции необходимо создавать ситуации, в которых ребенок мог многократно повторить материал.