Учитель-дефектолог: Холопова Е.В.

Развитие мелкой моторики с помощью счётных палочек

Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Система занятий по развитию мелкой моторики разнообразна: все ее компоненты должны сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять один другой. В дошкольном возрасте особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях:

  • тренировка мышечно-связочного аппарата;
  • развитие координации движений.

Наряду с пальчиковыми играми и упражнениями на координацию движений пальцев руки можно использовать в работе с дошкольниками занятия со счетными палочками. Эти упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками и познакомить их с понятием «симметрия». Занятия со счётными палочками полезны и для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Для этого предлагаются следующие задания: сосчитать палочки, из которых выполнена фигура; если фигура составлена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета; сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет, и уголки у фигур; самому придумать и сложить фигуру из заданного количества палочек. Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребёнку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или солнце. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов, загадками, потешками. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. Детям младшего дошкольного возраста можно предложить карандаши, так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Дети компонуют из палочек простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник), а также изображения несложных предметов (забор, дорожка, окно). Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета. Изображения, предлагаемые детям среднего дошкольного возраста, усложняются (состоят из двух — трех частей). Это может быть телевизор, ежик, флажок. В этом возрасте детям выдаются разноцветные счётные палочки. Педагог перед выполнением задания решает вместе с детьми, как можно составить ту или иную фигуру, и результаты детской деятельности рассматриваются и анализируются. В старшем дошкольном возрасте предлагаемые фигуры усложняются: теперь они состоят из большего количества элементов, которые дошкольники могут объединить небольшим сюжетом. Дети уже в состоянии самостоятельно выполнить задания. Обязательным условием остается анализ результатов деятельности. Дошкольникам предлагается составить фигуры из заданного количества палочек, что способствует формированию навыков счёта. Выполняют дети и творческие задания (по замыслу), дающие возможность проявить свою фантазию. Кроме того, дошкольники выполняют задание на выкладывание ритмического рисунка, что развивает умение слышать и воспроизводить ритм, а также играют в игры на развитие внимания с использованием выполненных детьми изображений («Угадай, что изменилось»).

Подготовка дошкольников к письму имеет самостоятельное значение: дети уже способны пользоваться пишущим инструментом и освоить конфигурацию печатных букв. Возможности старших дошкольников расширяются: руки становятся более ловкими, а сами дети самостоятельными. Они способны создавать изображения, состоящие из множества деталей, проводить анализ и синтез изображения, а также придумывать и выкладывать различные фигуры: людей, животных, растения, машины. Старшим дошкольникам нравятся соревнования: каждый самостоятельно выкладывает придуманные им фигуры из заданного количества палочек. Играть можно на использование определенного количества: «Кто раньше сложит три фигуры?», «Использовать в фигуре шесть палочек». С готовыми фигурами можно поиграть, например, в игру «Найди, что изменилось»: один ребенок отворачивается, а другой добавляет к солнышку один или два луча; первый, глядя на изображение, должен определить, какие фигуры изменились и как. Возможностей их видоизменения много: можно удлинять или укорачивать вагоны и лодки, надевать на людей шляпы, пристраивать дома.

Такие игры способствуют развитию мышления и пространственной ориентировки. Система игр и упражнений с палочками является одним из эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучение грамоте. Включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв формирует знания зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению. Кроме того, упражнения с палочками способствуют выработке гибкости и точности движений рук, развитию глазомера.